За
15 минут до начала концерта в зале культурного центра "ДОМ" было
человек 10. Это включая меня, фотографа и троих музыкантов. Ближе к
восьми часам подтянулись еще человек 15-20 - вот, в общем-то, и вся
аудитория. Возможно, конечно, московская публика пресыщена
выступлениями Сергея
Летова с другими его проектами, но, право слово, концерт стоил
того, чтобы потратить на него пару часов своего воскресного вечера.
"Саксофонная мафия" - духовой квартет, созданный по инициативе Эдуарда
Сивкова (известного работами в проектах "Не те", "Оркестр московских
композиторов"), в состав которого, помимо самого Эдуарда, входят
Сергей Летов (Руководитель "Три O" и множества других проектов),
Николай Рубанов ("Аукцыон", "Союз коммерческого авангарда") и Юрий
Яремчук ("Русско-Украинский проект", "Оркестр московских
композиторов").
16 сентября "Мафия" выступала в усеченном варианте: отсутствовал Юрий
Яремчук. Но даже втроем за полуторачасовой сет музыканты успели
использовать восемь саксофонов: от баса до альта.
Начали
с мощнейшего, по сути эмбиентного номера: Рубанов и Сивков на двух
бас-саксофонах устроили такую стену звука, какая бывает, когда
несколько пароходов на пристани дают гудки, - превратили воздух у
сцены в густое вибрирующее поле; практически никакого ритма, только
наложения звуковых волн. И на этом фоне - летовский тенор, то
выходящий на какую-то неочевидную мелодию, то снова уходящий в
атональность. Знаете, есть такие специальные чаши для медитации:
палочкой проводишь по ее краям - и постепенно пространство вокруг тебя
наполняется звуком, вибрацией. Вот у этой композиции было что-то общее
с такой чашей. Пароходный эмбиент, сеанс медитации на палубе.
Совершенно чудесно.
Вторая композиция - абсолютная противоположность первой. Четкая
ритмическая (почти танцевальная) структура, игривая мелодия. За
неимением ударных и баса, двое саксофонистов выполняют роль
ритм-секции, третий - импровизирует. Практически все остальные
композиции были сыграны именно по такой схеме.
В третьем номере слышались армянские (альт вместо дудука) и восточные
мотивы, привитые джазовой структуре. С этно играть модно - это знают
взрослые и дети. Другое дело, что у кого-то это получается хорошо, у
большинства же - пошло. "Мафия" - первый случай. В их сете было еще
несколько композиций, развивающих этническую тему. Первая называлась "Этно.Ру"
и представляла собой нечто ярмарочно-балаганное, джаза там было по
минимуму, зато пряники, люди, карабкающиеся по столбам за сапогами, и
общая праздничная суматоха-толкотня так и лезли в голову.
Отдельного упоминания стоит композиция "Смена времен года", прямо по
ходу которой музыканты меняли инструменты, по очереди импровизируя на
тему одного из сезонов. Концепция, конечно, предсказуемая, но музыка
от этого совершенно ничего не теряла. Николай Рубанов, пританцовывая
за саксофоном (эти вот танцы Рубанова - это вообще отдельная история)
выдал совершенно потрясающее соло: живая, завязывающаяся в хитрый узел
мелодия. Один из лучших номеров за вечер.
Какие-то южноамериканские и опять же армянские мотивы можно было
расслышать в композиции, которую Летов предварил словами: «Новый марш,
похоронный… (переглядываясь с Рубановым и Сивковым) может, по поводу
отставки правительства?». Еще один номер, в котором не обошлось без
этники - "Пентаграмма". Как объяснил Летов, «пятиконечная звезда,
переходящая в шестиконечную и обратно… между звездой Соломона и
звездой Давида». В общем, легко догадаться музыка, какого народа была
слышна в этой композиции - кстати, пожалуй, самой фри-джазовой из всех
прозвучавших. Пока музыканты исполняли «Пентаграмму», к сцене
нетвердой походкой подошел человек со стаканом пива, сказал: «Да я
перед вами даже на колени упаду!» - ну и упал. Так и сидел на коленях
перед сценой, проделывая не совсем понятные пассы руками, пытался
пожать музыкантам руки и уже после концерта с благодарностью сказал:
«Моя еврейская душа прям запела!». На «Пентаграмме» Сивков выдал
классное соло, чем-то напоминающее манеру Джона Зорна, хотя, возможно,
это просто мои ассоциации на прием с прижимаемым к коленке жерлом
инструмента, впервые мной увиденный именно в зорновском исполнении.
Пожалуй, самая мощная и интересная композиция, что прозвучала на том
концерте. Недаром так пробрало персонажа с пивом.
Вообще, когда люди под влиянием музыки падают на колени (пусть даже не
в самом адекватном состоянии) - это, знаете
ли, чего-то стоит.
Сергей Бондарьков
фото: Руслан Белик