на главную страницу сайта Сергея Летова!

Вячеслав МИШИН (ум. ноябрь 2009)

Композитор, пианист, изобретатель множества оригинальных звуковых источников

Моя история  Оркестрионов  

Мишин Вячеслав Николаевич -  композитор, пианист, изобретатель множества оригинальных звуковых источников, использованных в музыкальной практике созданных им групп "Оркестрион"  (1987 г.) и "Новый Оркестрион"  (2005 г.), автор музыкальной теоретической концепции  "струнно-статистический принцип тональной модальности", художник, педагог, шахматист, математик-любитель.

Родился в 1953 г. в г Сталинграде. С раннего детства активно рисовал, в 13 лет открыл для себя музыку и шахматы. Последними занимался весьма успешно, но после окончания музыкальной школы по классу виолончели, музыка вышла на первый план.

В течении 5 лет поступал в 4 (!) муз. образовательные заведения, но закончил только одно - Краснодарское культурное училище ( эстрадно-духовое отделение по классу флейты )  в 1976 г. Вернулся в Волгоград в 1977 году.

До 1981 года зарабатывал на жизнь исключительно музыкой (в сфере художественной самодеятельности и в ресторанах), затем служил в пожарной охране, преподавал рисование в школе. Эстетические пристрастия 70-х годов эволюционировали от  Эмерсона  до джаз-рока и И. Стравинского. Компромисс между ресторанной музыкой и домашним музицированием  был нарушен после знакомства с музыкой О. Мессиана. Острая потребность в собственном музыкальном языке привела к открытию как называемой  тональной модальности .

Начало 80-х. Знакомство и общение с поэтом, режиссером и актером С. Карсаевым, увлечение музыкой ICM (Ян Гарбарек, Дж. Тейлор,  Азимут ), и академическим авангардом.  
Середина 80-х. Знакомство с начинающим музыкантом Равилем Азизовым, воспитанником Сергея Карсаева. Начало деятельности дуэта: поиск различных музыкальных инструментов, изобретение и изготовление нестандартных звуковых источников,  студийная работа. Встреча с В.Я, Чекасиным, давшая  зеленый свет  на активную концертную деятельность. К  дуэту  присоединяется Сергей Карсаев, что придает выступлениям  "Оркестриона"  характер синкретического действа. Скандальный резонанс первых выступлений в городе забавляет и придает уверенности. Сергей берет на себя и менеджерские функции. С 1987 г. он организует серию арт   фестивалей  "Неопознанное движение"  с участием множества советских джаз-музыкантов рок и  академ. авангардной направленности, художников, поэтов, критиков, кинорежиссеров ит. д., где  "Оркестрион"  выступает с неизменным успехом. Следует серия выездных выступлений: Ленинград, (Дом ученых в Лесном), участие в  "Поп-механике" Курехина, Киев, Новосибирск, Пярну (Эстония). Инструментальный арсенал вырастает до внушительных размеров: рояль, glocken, цимбалы, набор треугольников, античных тарелочек, тарелок   тамтамов, гонги, ластры, трубные колокола, бау, тубафон и меримбофон ( с симметричными звукорядами ) круговой glocen (смычковый), мощный набор ударных резонаторов ( Катюша ), смычковый флексатон и куча всяких мелких звуковых источников. Стремительно стартовав на первом  домашнем  фестивале  "Оркестрион"  за короткий срок набрал  разбег  на советской новоджазовой сцене, где заметно выделялся своей зрелищностью и отсутствием каких-либо джазовых стилевых примет, аппелируя скорее к некому псевдосинтезу течений академического авангарда. Особый шарм, конечно, придавало применение Сергеем Карсаевым вербального ряда и актерской игры. Он был очень органичен. На этом можно было бы поставить точку в моей истории  "Оркестриона" : после Новосибирска я ясно почувствовал симптомы тупика, усталость от скудной семантики металлических ударных, однообразных артикуляций, хотелось обновления, но внутреличностные отношения в группе к тому моменту обострились до предела  
Конец 80х.: мой разрыв с  "Оркестрионом" , отказ ехать в Западный Берлин. О продолжении и окончании этой истории  (без меня  "Оркестрион"  побывал еще в Англии и совершил небольшое турне по европейским джазовым кафе) я знаю лишь понаслышке и рассказывать об этом лучше смогут ее участники.

Моя же история  "Оркестриона"  продолжалась. Конец 80х - начало 90х. Поиски новых звуковых путей в содружестве с художником Ю. Михайлевским: появление первого образца будущей  метавиолы,  представляющей собой резонаторный узел с несколькими разными по типу звучания и способами звукоизвлечения звуковыми объектами;  изобретение новых способов возбуждения звука; подключение широкого тембрового спектра голосовых фонаций. Использование в выступлении на Международном арт -фестивале  "Кайфедра"  (Волгоград, 1991 г., совместно с В. Пермяковым, А .Ефименко и французской танцовщицей Сюзан Котто). Вот ее впечатления:   "поэтичность музыки вела меня по сцене как сомнабулу. Такой душевный подъем я испытала только во время работы с великим Джоном Кейджем."

1992 г. Постановка на малой сцене Волгоградского ТЮЗа синкретического спектакля  "Посреди странствия земного"  (по собственному сценарию и с собственными декорациями) совместно с режиссером и актером Ст. Глушковым.

1994-1995 г.  Возобновление сотрудничества с теперь уже видеорежиссером С. Карсаевым (звукорежиссура фильмов  "Авет Тертерян",  "Тува", музыка к фильму  "Без булды" .) Написание музыки к предполагаемому фильму "Дети"  (проект не осуществлен).

1995- 2003 г. Увлечение многогранниками и различными видами изобразительного творчества. Лишь эпизодическая деятельность в сфере музыки: музыка для детского спектакля  "Масленица" . Сюита для фортепиано с декламацией  "Пасхальная"  (на духовные стихи русских поэтов); Несколько пьес для фортепиано романтического плана в духе ICM 70х. Работа в школе и на телевидении.
Конец 2004 - 2005 г. первое основательное знакомство с музыкой Пола Блея  "Вариации"  и другими работами, давшее толчок к решению уйти в  свободные художники, усиленные занятия теорией музыкальной импровизации и композицией. Создание   "Нового Оркестриона"  совершенно иного звучания с широчайшими темброво-артикуляционными возможностями. Введение в исполнительскую практику необычных приемов звукоизвлечения, открытие звуковых свойств совершенно  немузыкальных  материалов (пластик, картон, резина), наряду с металлом, деревом и стеклом. Инструментальный арсенал: фортепиано, симметричный ксилофон, многоблочный комплекс  маравиола , включающий в себя стержневой органиструм, смычковый glocen, фрикционно-перкуссивные блоки,  пластины хладны  и т. д. В работе также звучащая декорация. Первые выступления в Волгограде состоялись при участии Ф. Ермолова.

НОВЫЙ ОРКЕСТРИОН группа памяти Вячеслава Мишина