АВТОБУС ДУРАКОВ – НЕОПОЗНАННОЕ ДВИЖЕНИЕ  – БИТВА ПРИ СТАЛИНГРАДЕ – МУЗЫКА НАСТУПАЮЩИХ ПЕРЕМЕН

Сам не помню, как  вдруг оказался утром в Москве осенью 1991 года на площади у Киевского вокзала в автобусе Икарус в компании музыкантов отправляющихся на фестиваль «Неопознанное движение - 6» в Волгоград. И что за народ тут собрался, выяснялось не сразу. Англичане Крис Катлер и Тим Ходжкинсон, немец Альфред Харт, шведская группа «Локомотив Конкрет», ещё англичане Вериан Вестон и Фил Минтон. Наши, Дима Шумилов из Вежливого отказа и кто-то еще. Кто есть, кто я как-то не сразу то и понял. Только с Крисом  Катлером  я играл пару лет назад на Горбушке, поэтому лично  знал. О Минтоне был наслышан по диску от «Лео рекордз», и которого страшно к тому времени уважал. Об остальных был слабо осведомлен. А компания была не слабая, вообще, если учесть, что это был, чуть-ли не первый к нам приезд таких звезд авангардной музыки. Организатором этой поездки  была московский музыковед Татьяна Диденко, а очередной фестиваль делал и приглашал туда всех волгоградский поэт и музыкант Сергей Карсаев, чей проект «Оркестрион» был также представлен на фундаментальном лондонском издании «Лео рекордз» - «Документ – Новая музыка из России». Как известно туда вошли почти все наши музыканты исповедавшие новую музыкальную эстетику: Ганелин-Тарасов-Чекасин трио, Сергей Курехин, Валентина Пономарева, Сергей Летов, Саинхо и «ТриО», группа Владимира Резицкого «Архангельск», Вячеслав Гайворонский,  Владимир Волков, Влад Макаров,  ваш покорный слуга со своим трио и другие.
       Итак, что предстояло впереди  мало,  кто представлял, да и путь в 20 часов через пол-России, тоже. Наши ребята это предчувствовали и поэтому запаслись спиртным под завязку. С едой было хуже. Проводы были долгие, я наблюдал, как Диденко долго уговаривала женщин Линсей Купер и певицу проекта не ехать автобусом, а ехать поездом, что в конце так и получилось. И правильно сделали.
     Поездка, по началу казавшаяся легкой и интересной, постепенно превратилась в пытку, жесткие кресла автобуса «Икаруса» не были приспособлены для длительной переезда, это уж точно, утром мы скорчившиеся, окоченелые и отягощенные вечерним возлияниями и весельем чувствовали себя ужасно. Думаю, что нашим иностранным гостям никогда в жизни не приходилось путешествовать в таких условиях по 20 часов в автобусе…
        Но стоит отметить и положительные моменты путешествия. Сзади меня сидели англичане Фил Минтон и пианист, как выяснилось потом – замечательный, Вериан Вестон. Своему соседу по креслу, Вэстону, настоящему, по виду джентльмену, я дал послушать кассету со своей музыкой. Его лицо выразило крайне восторженное удивление показавшее, что он не имел представления о российской музыке в этом жанре. Минтон быстро напился и стал горланить что-то на своем минтоновском языке,  притом,  разгуливая по автобусу. Он еще покажет нам в Волгограде как надо пить, пить по-ирландски…
Улыбчивый парень Альфред Харт, немецкий саксофонист, знакомый нам по работе в рок-ин-оппозишн группе «Кассибер», был очень общителен и разговорчив, сидел впереди и следил по карте за маршрутом. Наши ребята быстренько организовали раздачу вина по салону и вскорости поездка стала обретать сюрреалистические нюансы. Автобус плыл по ночному шоссе, воистину «Корабль дураков» через степную местность, неся глубинке цвет западного и родного авангарда, ничего еще не подозревавшей волгоградской публике фестиваля современной музыки «Неопознанное движение».
    Волгоград встретил нас ясным утром и гостиницей в стиле сталинского ампира с просторными номерами. Организация была замечательная, включала всяческое обхождение гостей. Сергей Карсаев каждый вечер после концертов устраивал в фойе гостиницы ночные посиделки по-русскому обычаю со спиртным, для общения с иностранцами. Здесь гвоздем программы был конечно же, старина Фил, который в запале культурологических прений иногда даже падал со стула, но в целом было весело, шумно и забавно.
  А, что же публика и мы музыканты видели на сцене? Англичане привезли большой проект «О Moscow!», некое концептуальное продолжение музыки  культовых  «Henry Cow», и хотя там участвовали авангардные музыканты, в целом музыка была в старом арт-роковом ключе. Фил Минтон играл на трубе и пел традиционно, вполне понятно широким массам публики. Зал, кстати, был огромным и помпезным, как и весь этот город, по которому  мы днем с интересом прогуливались. Как-то столкнувшись на улице со шведами из группы «Локомотив Конкрет», тремя здоровыми матерыми ребятками,  я по их настоятельной просьбе был вынужден искать магазин грампластинок.  Так я первый раз подружился с коллегами и эта дружба, и совместная игра растянулась на все десятилетие. Группа даже дважды была в Смоленске. Что же представляла их музыка. Трио сразило меня сразу наповал своим мощным драйвом и саундом. Ничего подобного на тот момент, живьем я не слышал!  Дрор Файлер, матерый такой дядька, извергал из своих саксофонов просто «ночной кошмар» Джона Колтрейна.  Усатый здоровила типаж дровосека, барабанщик Томми буквально раздраивал ударную установку, которая казалась детской в сравнении с его фигурой. И все это тонуло в гитарном нойзе третьего музыканта напоминающего Ганса Христиана Андерсона в клетчатых брюках. Такой музыки на тот момент, я думаю, никто ещё не слыхивал. Теперь её называют, кажется, хард-кором или трэшем. Кстати, Дрор похвалялся, что играл с металлистами « Napalm Death ». В будущем мы ёще увидим Дрора и не только с саксофонами, но и с огромными дрелями, молотами и железками изрыгающими гипернойз.  Еще два персонажа также произвели впечатление, но уже другим, своим интеллектуальным  перформансом. Два немца, тромбонист Хайнц-Эрих Гедикке и пианист Ханс Шутлер,  выступали сольно и дуэтом. Двухметровый рыжеватый, типичный Ганс, вытворял с роялем невообразимое; сесилотейлорские бешенные пассажи чередовались моцартовскими лиризмами, между ними Ганс запихивал в струны рояля всякие  предметы включая тарелки иногда, впрочем, залезал под рояль в духе Курехина или топтал пластиковые стаканчики, разрывая газеты – все это производило шокирующее впечатление даже на нас музыкантов, видавших многое. Его бородатый партнер похожий на папашу-мясника или мельника Хайнц-Эрих Геддике дул то в тромбон, то в австалийский диджериду при этом ударяя еще в гонги и всякие перкусскийные инструменты. В общем, получался странный  шумовой и зрелищный перформанс-театр с восточным дзеновским колоритом. Эти ребята в быту оказались очень дружественными, как выяснилось, большие любители путешествовать на Восток.  Через некоторое время Хайнц и Ганс оказались у меня в Смоленске на международном фестивале «Арт-бдения» и позже ещё пару раз. Они были личными друзьями главного московского музорганизатора Коли Дмитриева и поэтому я часто участвовал в совместных их проектах по городам России. В конце концов, мы даже добрались до гамбургской вотчины наших немецких коллег. Правда там выяснилось, что они не суперзвезды, а скромные любители, что не зачеркивало их оригинальность и радикальность, во всяком случае, для нас.
      Тем временем волгоградский фестиваль набирал обороты, каждый концерт был мощным событием, а общение между концертов очень обогащало всех участников. Мы клубились возле иностранных коллег, надеясь на взаимный интерес к нашей музыке также. Крис Катлер заинтересовался моей музыкой на случай издания её на легендарном своем лейбле «Рекоммендед рекордз». Вообще-то мы были заочно знакомы с давних времен на предмет интереса Катлера к моим друзьям из рижской группы «Зга», Эта группа имела честь быть представленной на Западе, так как полностью соответствовала эстетике и идеологии независимого лейбла «Рекоммендед рекордз». Ночные посиделки за чашкой водки в фойе гостиницы очень усугубляли общение, и превращало фестиваль в фантасмагорическое действо выходящее за рамки реальности. Это хорошо передано в снятом тогда Сергеем Карсавиным фильме, где депрессивные городские ландшафты чередуются с экспрессивным бдением на сцене и в кулуарах. Чего стоит только эпизод появления Фила Мнтона из канализационного люка к удивлению стройбатовца-солдатика, наблюдавшего сей феномен. От меня, правда, в фильме остался только желтый туфель  и коленка в момент сценического виолончельного взрыва, но думаю, музыкой я всё-же  выжег свою поляну. Корреспондент немецкого журнала «JazzThetic» была полна глупостей, банальностей и неточностей.
Было написано, например, про фестиваль, что, мол, видали мы всякое такое, а  в частности обо мне как эпигоне Дерека Бейли. Но, думаю, мы, русские там не подкачали. Именно этот фестиваль «Неопознанное движение» был ключевым по масштабу представителей и фундаментальности  в те ранние 90-е. То была поистине Сталинградская битва в плане силы разрушения, но и побед на почве наступающей новой музыки. Музыке новых перемен.

Фотографии

Влад Макаров Дрор Файлер Ханс Шутлер Оркестрион, Волгоград Сергей Карсаев
Влад Макаров Крис Катлер Дрор Файлер  Ганс Шутлер Волгоградский «Оркестрион»
Равиль Азизов, Сергей Карсаев, Вячеслав Мишин
Серей Карсаев

Влад Макаров, неофициальная страница смоленского музыканта и художника, дискография, библиография

Галерея живописи Владислава Макарова

Живопись и графика 2006

Виолончель-Ангел, Дзен и другие графические работы

Фотоархив I | Фотоархив II

Фото

Видео - на выставке Н. Абалаковой и А. Жигалова "Путешествие на край Д.", 1991

Схема взаимосвязей новоджазовых музыкантов В. Макарова

В. Макаров. В ПОИСКАХ СВОБОДЫ (прорыв восьмидесятых)

В.Макаров. АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ НОВОГО РУССКОГО ДЖАЗА: БАРБАН-КУРЁХИН-КОНДРАШКИН-ЛЕТОВ-МАРХЕЛЬ И РОК-ИН-ОППОЗИШН СУДНИКА-НИКИТИНА: РИГА-ЛЕНИНГРАД-МОСКВА. ВСЕ – ЧЕРЕЗ СМОЛЕНСК.

В. Макаров. АТОНАЛЬНЫЙ СИНДРОМ 2. СИНДРОМ КРЕПЧАЛ - ТОПОГРАФИЯ МУЗПОДПОЛЬЯ -
- ХОЖДЕНИЕ В РОК - "ЧУВАК, НЕ НАДО !" - ДЖАЗОВИЧКИ-БОДРЯЧКИ - СМОЛЕНСКАЯ ШКОЛА - КРЕДО - "ПАРТИЗАН АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЦЕНЫ"

В.Макаров. ДЕРЕК БЕЙЛИ - КАК ЗЕРКАЛО НЕИДИОМАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ИЛИ КОЛЛИЗИИ СВОБОДНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
НА СРЕДНЕРУССКОЙ ПОЧВЕ

МЫ И ОНИ
КАМЕНЬ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА - TERRIBLE MAN - САМ КАЙЗЕР! - "ДРАНГ НАХ ВЕСТЕН" - КУРЕХИН И ГУСИ - БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН И ДЕБОШ - ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ И МИТЕК ДРОРУШКА - КОВЕРГЕНЦИЯ ДУШ

МУЗЫКА НА ВОДЕ. РУССКО-УКРАИНО-ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО. НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО ПУТЧ - И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ. РУКА МОСКВЫ В ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ МУЗЫКЕ. БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН НА ПОТЕМКИНСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ.
ЧЕЛОВЕК С ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ или МАСТЕР НЕДОУМЕНИЯ - СЕРГЕЙ КУРЕХИН

ДУДКИН - ЛИШНИЙ МУЗЫКАНТ  

опубликован перевод статьи французского музыкального критика
Марка САРРАЗИ, [ журнал - IMPROJAZZ # 101 january 2004 ] "Величайшие музыканты мира. ВЛАДИСЛАВ МАКАРОВ" часть 1 | часть 2

Илья ЦЕНЦИПЕР. ОРГАНИЗМ
"Макаров-Юденич-Дудкин"

Интервью Влада Макарова газете "ЗАВТРА"

 

 

на индексную страницу сайта Сергея Летова

Биография | Пресса | Проекты | Дискография | Интервью | mp3 | Интересные места в Москве | Мысли вслух  | О Сергее Курехине | Фотографии | Контакт