На главную страницу группы ДК

Главная | Дискография ДК | Статьи о ДК | Новости | Ссылки


СЕРГЕЙ ЖАРИКОВ

Любимые застольные песни / С тостами / J.S.P. 010 154-2

АДВОКАТСКАЯ РЕЧЬ НА ПРОЦЕССЕ КАННИБАЛОВ

КонтрКультУр’а # 5 (13) 2002

Феномен данного релиза прямо напоминает феномен русской водки, что напрямую отражают как обложка диска, так и звуковая аллитерация слов "спирт" и "спиритус", то есть дух по-латыни - смотри В.В.Розанов о внутренней России "сущностей". Действительно, Россия бывает как в "духе", так и "не в духе"... Но речь пойдет, конечно же, не о бухле.
Во времена, когда отсутствовали патефоны и граммофоны, популярность песни могла определиться лишь собственными структурными качествами, когда вне зависимости от погрешностей исполнения двухминутное проживание сюжета песни превращало ее в экзистенциальный Фокус. Понятно, что вещи, обладающие столь сильным эффектом, должны обладать некой магической структурой, на формальной базе которой, собственно, и производились музыкальные шарманки, чьими компьютерными аналогами стали современные караоке-чипы. Вписанность русской бытовой музыки в общеевропейский контекст долго замалчивалась, и потому, наверное, эти песни больше напоминают грибы, чем ухоженные садовые растения.
Этот абсолютно постмодернистский проект включает в себя обойму русского бытового фольклора, "отбиваемого" время от времени коротенькими мизансценами дебильнейших тостов. Подчеркнуто четкому с красивыми подголосками точному ведению голоса здесь демонстративно отказано в каких-либо (кабацких, эстрадных, партийных, нью-эйджевых и т.д.) стилизациях, не говоря уж об инструментальной подкладке, звучащей настолько шарманочно, что говорить об аранжировках либо вообще нет смысла, либо налицо профессионализм высочайшей пробы. Продюсерская находка в плане застольного контекста программы наредкость удачна, поскольку каждый раз "обнуляет" сильный аутентичный эффект от песен "как таковых" в своей первозданной красоте и чистоте, исключая опасность получить оскомину от некоторого шарманочного однообразия.
Издатели диска в расчете на халяву русского караоке, скорее всего, и сами не ожидали, как бытовой фольклор - собственно, и выживший в условиях жесточайшей партийно-эстрадной нивелировки благодаря имманентному себе контексту "минус один" - откроется здесь в какой-то запредельной красоте природного самородка. Подобно брошенному в уксусную кислоту сибирскому екатерининскому пятаку, очищенные от патины, казалось бы, всем известные песни заблестели ранее скрытыми деталями; и хорошо продуманный рельеф самодостаточной государственной печати обернулся качественным попсом и не менее яркой поэзией - главное открытие, которое сделает для себя слушатель, может быть, впервые услышавший целиком песни, некогда запрещенные советской цензурой.
К тому же песни отобраны явно функционально в их сегодняшних репутациях, что тоже довольнотаки оригинально: раз искусство, как обещалось, принадлежит народу, то и вся программа, включая песни авторские, представлена подчеркнуто анонимно - даже без указания имени певцов и музыкантов. Однако чисто постмодернистский китчевый контекст проекта никого не должен сбить с толку: мы уже имеем дело с примордиальным китчем - архетипом, в отрицании роли которого так усердствовали издатели, но добились прямо противоположного в репрезентации. Действительно, лучшая шарманка - это простенький компьютер, и надо только четко выговаривать слова, не пытаясь "делать образ", а главное - не лажать в изложении мелодии: так хорошо прочеканенный медный пятак зачастую оказывается значительно дороже многих золотых монет. Если кто нам не верит - может проконсультироваться у нумизмата, но только не у издателей этого диска, обозначивших на обложке длительность программы больше реальной аж на 20 минут. Не надо, в конце концов, забывать, что мы живем в евразийской стране, где люди все еще смотрят телевизор и верят своим президентам, которые в свою очередь, верят в силу собственной власти, но и те и другие вряд ли поверят нам, что за 70 рублей можно купить яркую 40-минутную адвокатскую речь на процессе угрюмых каннибалов.

На главную страницу сайта Сергея Летова

Биография | Пресса | Проекты | Дискография | Интервью | mp3 | О Сергее Курехине | Фотографии: Поп-Механика 80-х, Сергей Курехин | Мысли вслух | Расписание концертов | Новости   | Контакт | twitter