На главную страницу группы ДК

Главная | Дискография ДК | Статьи о ДК | Новости | Ссылки


СЕРГЕЙ ЖАРИКОВ

КЛЮЧ

КонтрКультУр’а # 5 (13) 2002

Вся художественная продукция, как известно, по мотивации делится на три категории, каждая из которых имеет свои собственные стратегии продвижения на рынок или репрезентаций, к качеству, разумеется, никакого отношения не имеющими.
Это, в первую очередь, так называемое "массовое искусство" или искусство имиджей, обеспечивающих коммуникации от субъекта к объектам власти. Продукт действий если не самой власти, то близких к ней крупных корпораций. Навязывание массам поведенческих клише происходит посредством создания целой системы социальных кодов, каждый из которых представляет собой набор наиболее релевантных художественных образов. Эти "пакеты ожиданий" должны строго соответствовать архетипической матрице объекта воздействия, а значит именно здесь крутятся большие деньги и альтернативные клише постоянно напуганных спецслужб.
Курьез, но проблема архетипа напрямую связана с проблемой архивации компромата. Политическая корректность запрещает сегодня называть вещи своими именами и строго отсылает всех к так называемым "правам человека". Однако, лишь для обывателя тот или иной объект, мягко говоря, "чудит" или у него полностью "снесло крышу". Специалист по технологии имиджей мгновенно обнаружит здесь не только иную (отличную от "общепринятой") поведенческую матрицу, но и определит антропологический тип объекта, а значит и среду обитания ему подобных в расчете на возможное моделирование будущих релеваций. Ко второй категории мы относим "популярное" или имманентно релевантное искусство, задачей которого является обслуживание вкусов самой различной публики, включая и так называемую "продвинутую" ее часть. По отношению к первой категории это искусство буквально "женского пола". Насколько комплиментарное, настолько же и ангажированное уже готовыми стереотипами - оно так сильно смахивает на наркотик, что доходы от него власти давно уже рассматривают в контексте водочно-табачных акцизных марок.
Любую культурную манифестацию лишь в пределе можно назвать "искусством". На обратной же дороге разумнее говорить уже о "массовых" и "популярных" культурах - оставив, таким образом, оценочные категории строго за пределами темы. Так вот, следует подчеркнуть: между поп- и масс-культурами имеется принципиальное различие, за непониманием которого легко виднеется расхожая и многим удобная путаница.
Искусство второго типа в принципе не аутентично и живет в произвольных контекстах. В то время как массовое искусство не только не может существовать вне заданного контекста, но и ставит перед собой задачу этот контекст мягко и по умолчанию навязать. Если поп-культурам вполне достаточно одних лишь псевдонимов и разного рода имитаций, то имажинарий масс-культуры представляет собой набор псевдонимов вполне конкретного имени, которое объект воздействия должен распознать самостоятельно по типу "ключевого слова".
Таким образом, эти две категории имеют лишь видимое сходство в плане популярности, но популярность второго типа есть ничто иное, как потребность в давно уже отконвертированных образах. Именно эту потребность в неактуальных образах-нарративах у нас часто связывают с понятием провинциального вкуса, в то время как "провинциальную" релевацию масс-культуры, как правило, называют трэшем.
Поскольку употребление вышеупомянутых терминов имеет явно дискредитирующий оттенок, значит существует позиционирующий от обратного носитель их копирайта. Трудно представить себе перца, выбравшего пустыню в качестве аудитории, но данный тип искусства всегда будет представлять собой инсталляцию - с автором в качестве одного из предметов "художественного произведения". А это значит, что мы подошли вплотную к категории, которая и обеспечит полноту нашей системе. Искусство аутичное - продукт чистого самовыражения "растворенного" в самом себе художника, якобы абсолютно не заботящегося о творческой экспансии своей "божественности". Налицо, таким образом, духовно-материальный андрогинат - продукт определенного рода плодовитости, которая прямо пропорциональна экзистенциальному воздействию на автора основной цивилизационной художественнической парадигмы задроченного обстоятельствами "творца" - где добровольная "задроченность" есть лишь одна из ловких стратегий латентной экспансии.
Аутичные культуры - это и есть те самые субкультуры, с претензией на тотальность декларирующие перманентную независимость себя от так называемого "общества". Со стороны кажется, что это действительно так: субкультуры целиком поглощают идентичности своих носителей и абсолютно не заботятся о каком-либо "признании" со стороны галимых зрителей. Но аутизм - то есть полный уход "в себя", превращающий аутичную персону фактически в тотем субкультуры - на самом деле это "общество" попросту шантажирует. Аутизмом как таковым - как артефактом художественного жеста. Таким образом, налицо самая что ни на есть порнография по типу запредельно пошлого телесериала с настоящими дебилами за настоящим стеклом настоящей гостиницы "Россия". Но кто такой "подсматривальщик" или, шире - потребитель порнографии? Это человек, испытывающий явные проблемы с собственной идентичностью - и мы возвращаемся к началу нашей схемы.
Аутизм (похуизм, невъебизм, распиздизм, поебизм и разъебизм - короче, настоящий "аванхарт") - при всей его экзотичности представляет собой главный ресурс массовой культуры. Последняя может быть даже жесткой (по качеству драйва) - как например, в управляемой олигархией феодальной России, хотя, иронически, технологов "массовки" давно уже пора называть около-культурной спецслужбой, а еще лучше - маССонским орденом.
Вот почему "зародыш" масс-культуры позиционирован от обратного к последней: чтобы иметь возможность управлять необходимо сменить язык (знак). Поэтому аутичное искусство, вне зависимости от качества, имеет прочную репутацию "элитарного", и всегда есть вероятность получить под него огромные бюджетные деньги. Выпуская миллионными тиражами "книги по эзотерике", власти таким образом создают лишь иллюзию приобщения объекта воздействия к "секретным материалам" - псевдониму "высокого" или "глубокого" - на выбор. Контекст очевиден - а большего и не надо.
Чем же занимается в это время поп-культура? Поп-культура всегда занимается исключительно собой: считает размеры проплат и оптимизирует масштабы будущих "признаний". И не следует обращать внимание на брезгливые реплики, брошенные последней в сторону "массовки". Это хрестоматийная зависть среднего бизнеса к мелкому - непонятно каким образом в мгновение ока вдруг превратившегося в крупный.
Но она не поймет этого никогда.
Очевидно, что каждая группа имеет свои вертикали репутаций и свои референтные группы, но мы оставляем их за пределами анализа. Нам нет никакого дела также до содержания этих культур, и уж тем более мы далеки от интереса к их "мессиджу". Ясно, что культуры первого типа будут стараться косить под вторые, а те - в постоянной потребности нравиться - обожают имитировать любимцев власти.
Не откажут себе в удовольствии и третьи - в жеманных попытках обратить на себя внимание провокационной оппозиционностью к "системе", частью которой они сами являются. Все это - одна из разновидностей не совсем черного, но уж никак не белого пиара, - если не постоянный интерес и даже ревность друг к другу.
Чтобы не утомлять читателя тавтологией и демонстрацией очевидностей - мы предлагаем схему ресурсных связей и смысловых инверсий между культурами вышеупеомянутых трех категорий в виде пентаграммы, вписанной в окружность (символ полноты). Как вы уже заметили - поп- и масс-культуры мы поделили на внутренние оппозиции по мягкому либо жесткому типу public relation, при естественной для третьей категории гомогенности в этом аспекте.
Надеемся, что визуализация не совсем банальных мыслей легко впишется в расхожую парадигму отвыкшего от литературности ботанья. Впрочем, эта достаточно ясная схема послужит как надежным ключом к трудным на первый взгляд для понимания и якобы темным местам нашего издания, так и основанием для весьма любопытных самостоятельных спекуляций.

На главную страницу сайта Сергея Летова

Биография | Пресса | Проекты | Дискография | Интервью | mp3 | О Сергее Курехине | Фотографии: Поп-Механика 80-х, Сергей Курехин | Мысли вслух | Расписание концертов | Новости   | Контакт | twitter